Как надо смотреть на дорогу за рулем? Вопрос как будто бы простой. Смотреть надо так, чтобы не прозевать опасность. Иными словами, водитель должен контролировать все пространство вокруг автомобиля — впереди и позади, слева и справа. Но какой должна быть глубина контроля, чтобы предвидеть опасность? Ведь только глаза смотрят, а видит ум. Нужен еще и быстрый анализ увиденного.

Мало того, надо, чтобы взгляд водителя не терял зоркости много часов подряд, не «замыливался».

Последите за опытным водителем. Его взгляд непрерывно как бы прочесывает то даль (дальний взгляд), то близь (ближний взгляд), то концентрируется где-то между ними, то перебрасывается назад. Да и сами понятия «близкое» и «далекое» меняются вместе со скоростью автомобиля. Чем она выше, тем дальше «близь» и еще дальше «даль».

И вот еще что интересно. Мерой удаления автомобиля от определенного места на дороге служит для водителя не только расстояние, выраженное в единицах длины — метрах, но и время, через которое автомобиль достигнет это место. Удаление зон концентрации взгляда у водителя во времени показано в таблице. Рассмотрим и мы их в такой последовательности.

ЧЕТЫРЕ ВЗГЛЯДА НА ДОРОГУ


Дальний взгляд. Дальше чем на 1,5 километра обозревать дорогу перед собой незачем — кроме общего направления трассы глаз все равно ничего уже не различает. Только самые крупные грузовые автомобили видны за 2 километра, а чтобы различить пешехода, надо приблизиться к нему хотя бы на 1 километр. Столько же примерно надо, чтобы обнаружить легковой автомобиль. При скорости 90 км/ч, характерной для загородного движения, расстояние в 1,5 километра соответствует удалению автомобиля на 60 секунд. В городе зона притяжения дальнего взгляда меньше — как правило ближайшего перекрестка или места, где установлен светофор, что соответствует нескольким сотням метров или 30 секундам хода автомобиля при скорости 60 км/ч.

Ездить без бурных стартов и отчаянных торможений это и экономично и экологично, и безопасно. Но для этого нужно не только видеть, какой сейчас горит сигнал светофора, надо знать его продолжительность. Это станет возможным, если вы будете наблюдать за дорогой на 20—30 секунд вперед. О предстоящей смене зеленого можно догадаться и по скоплению пешеходов на тротуаре, и по тому, как распределены пачки автомобилей на встречном направлении, и по стоп-сигналам находящихся впереди машин. Вот включился желтый. Зачем зря жечь бензин, лучше доехать до стоп-линии накатом.

В загородном движении дальний взгляд помогает не только при маршрутном ориентировании, но и при выборе скорости. Чтобы не переходить на подъеме с четвертой передачи на третью или вторую, надо иметь опережающую информацию, которую он и доставляет. О том, какова роль дальнего взгляда, лучше всего свидетельствует езда ночью, когда происшествий почти столько же, сколько и днем, хотя плотность транспортного потока во много раз меньше. Одна из главных причин — не работает дальний взгляд водителей.

Средний взгляд. Он более других связан с безопасностью вождения. И прежде всего необходим для оценки состояния проезжей части. При скорости 40, 60, 80 км/ч водитель должен просматривать дорогу соответственно на 80, 120 и 160 метров вперед. Здесь чем хуже — тем уже. То есть, чем ощутимей опасность, тем взгляд сосредоточенней на одном объекте. Например, с увеличением скорости с 60 до 100 км/ч размеры (площадь) «рамки* взгляда сокращаются вдвое.

В загородном движении среди главных объектов среднего взгляда — встречные автомобили. На них водители расходуют до 60% времени, «включая* и дальний, и средний взгляд, но больше — средний.

Установлено, что водитель может оценить скорость встречного автомобиля с удовлетворительной точностью лишь с расстояния 200—300 метров. Если они сближаются со скоростью 90 км/ч, то расстояние между ними будет сокращаться в каждую секунду на 50 метров. Выходит, что на прямом участке дороги 300 метров до встречного автомобиля — это всего 6 секунд взаимного сближения до места разъезда.

В городском движении средний взгляд водителя больше всего сосредоточен на пешеходах. Опасны те, кто оказался в момент начала перехода дороги на нижнем пределе среднего взгляда, то есть в 5 секундах. Реакцией на опасность должно быть снижение скорости, чтобы прибавить пешеходу время, а ему надо примерно 8—10 секунд, чтобы достичь j противоположной стороны !

Ближний взгляд. Зона его приложения — участок дороги, который автомобиль проезжает за время, близкое по продолжительности к времени реакции водителя на опасность, то есть примерно 2 секунды. Как известна в тревожащих водителя условиях время его реакции колеблется в пределах 0,6— 1,4 секунды. Если же обстановка спокойная, то время реакции на неожиданность превышает 2 секунды — прибавляется задержка на обнаружение опасности и ее познание. При таких обстоятельствах, казалось бы, водитель беспомощен — пока среагировал, уже проехал. Но это не так. Ближний взгляд приносит информацию, на которую водитель реагирует практически подсознательна то есть как раз наиболее быстро; такая реакция характеризуется очень малым временем — всего 0,3— 0,4 секунды. Речь идет о задачах, которые приходится решать чуть ли не ежесекундна — выдержать безопасный интервал, удлинить дистанцию, снять ногу с педали газа, чтобы скорректировать скорость, не прибегая к тормозам. Словом, при ближнем взгляде происходит управление режимом движения автомобиля или решаются тактикотехнические задачи текущего момента.

Задний взгляд. Природа наделила человека ограниченным полем зрения, не снабдив его третьим глазом. Автомобиль восполняет этот пробел, но далеко не все водители отдают должное тому, что им предоставлена такая возможность зеркалом заднего вида. Между тем прошлое, отделенное от настоящего несколькими секундами, это вполне возможное будущее, которое возвращается к водителю, если резко снижается скорость автомобиля: он включается в оставшуюся сзади ситуацию. Чтобы не оказаться тут «возмутителем спокойствия*, нужна упреждающая информация. Ее-то и доставляет водителю задний взгляд.

Только не стоит тут слишком уповать на зеркала, ведь есть еще и не просматриваемые через них участки около автомобильного пространства, которые называются слепыми зонами. Тут не так уж важно представлять себе размеры этих зон, достаточно помнить, что они есть и справа и слева. Поэтому вовсе не бесполезно посмотреть назад и через плечо, раз зеркала не охватывают все зоны. Это не только дополнительная уверенность, но и дополнительный сигнал другим водителям: я вас вижу и принимаю необходимые меры.

Теперь о самом режиме четырех рассмотренных взглядов водителя. Ближний, который опирается на боковое периферийное зрение, работает, можно сказать, постоянно. Почти так же, с очень короткими паузами функционирует средний взгляд. Паузы же заполняются дальним взглядом и взглядом назад.

Рациональное пользование четырьмя взглядами предполагает не только обеспечение безопасности вождения, но и своеобразную профилактику «дорожного гипноза*. Переключение взглядов активизирует состояние водителя и отдаляет тот момент, когда веки наливаются свинцом, а глаза смотрят, но почти не видят. Иными словами, переключение взглядов — своего рода гимнастика для ума и ощущений водителя.


Материал подготовил А.М.Шатунов скачать шаблон для dle скачать бесплатно фильмы